Росреестр обсудил создание единого инструмента для проведения кадастровой оценки в регионах
01 Ноября 2022
Росреестр с представителями регионов России рассмотрел возможность создания и использования единого программного обеспечения для проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с поручением Совета Федерации по итогам выступления Олега Скуфинского на «правительственном часе» в декабре 2021 года.
В рамках этой работы Росреестр провел опрос представителей субъектов Российской Федерации (72 региона поддержали создание единого программного обеспечения для проведения государственной кадастровой оценки), проанализировал ключевые проблемы, изучил международный опыт, организовал две стратегические сессии с участием представителей государственных бюджетных учреждений.
«Объективность кадастровой оценки, соблюдение принципов экономической обоснованности кадастровой стоимости затрагивают интересы граждан. Росреестр продолжит совершенствование нормативной, методологической и информационной основ государственной кадастровой оценки. Для этого в том числе будут рассмотрены лучшие региональные практики», – заявил глава ведомства.
При разработке нового информационного ресурса необходимо особое внимание обратить на единые правила и процедуры проведения кадастровой оценки. Это должен быть бесшовный процесс взаимодействия всех участников на общей платформе с использованием точных пространственных данных. Важный аспект ⎯ интеграция единого программного обеспечения с информационными системами Росреестра в целях прямого обмена для определения кадастровой стоимости, об этом сказала заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова.
«Сейчас исполнители работ по кадастровой оценке тратят большую часть времени на верификацию, дополнение и обработку неполных сведений. Для более качественного проведения государственной кадастровой оценки важно обеспечить централизованный доступ к открытым пространственным данным об объектах недвижимости для каждого региона страны, интегрировать необходимый функционал в цифровую платформу НСПД. Эту работу мы проводим совместно с субъектами. Главная наша задача — сопоставимость и прозрачность результатов оценки на территории всей страны, сокращение трудозатрат на ее проведение», – сообщила Елена Мартынова.
Опытом проведения государственной кадастровой оценки в рамках совещания поделились представители Правительств Камчатского края, Кабардино-Балкарской Республики, Мурманской, Новосибирской, Московской и Тюменской областей.
«В Тюменской области, как и во многих субъектах страны, сейчас оценены уже все категории земельных участков и объекты недвижимости. Поэтому самое важное при возможном переходе на единое программное обеспечение — избежать «обнуления» уже наработанных нами подходов. Тем самым мы исключим скачки в результатах кадастровой оценки. Ключевым событием здесь станет запуск Росреестром Национальной системы пространственных данных — только после этого единая платформа сможет успешно работать как расчетный модуль по кадастровой оценке», — прокомментировал заместитель губернатора Тюменской области Андрей Киселев.
Министр экономического развития Кабардино-Балкарской Республики Борис Рахаев считает, что создание единой платформы позволит устранить недостатки, характерные для каждого региона. «В настоящее время субъектами России используются различные программные продукты, которые с одной стороны учитывают специфику регионов, с другой — приводят к нарушениям принципа единообразия и сопоставимости результатов».
В Мурманской области сегодня существует программный продукт, который учитывает наработанную в регионе практику и специфику проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, рассказала Министр имущественных отношений Мурманской области Виктория Минкина:
«Использование единого программного продукта для всех регионов для проведения работ по кадастровой оценке должно унифицировать и выработать единый подход и критерии для оценки. Однако не стоит забывать о региональных особенностях. Считаем, что новый программный компонент должен давать возможность регионам самим формировать информацию по ценообразубщим факторам, специфике рынка, доступности источников информации».