Как Налоговая служба выстраивает отношения с должниками, рассказал Константин Чекмышев в эфире программы «Налоги»

Дата публикации: 25.10.2023 09:30

Налоговая служба кластеризирует должников: отслеживает их поведенческую модель, финансовое состояние, объективность той экономической ситуации, в которую попал бизнес. «Понятно, что есть системные должники и желающие уклониться, но это единицы. В основном бизнес добросовестный», — отметил заместитель руководителя ФНС России Константин Чекмышев в эфире программы «Налоги».

При этом клиентоцентричность неотделима от разумного экономического поведения. Интересы разумного кредитора и разумного должника всегда совпадают. Для последнего – это погасить долг, продолжить вести финансово-хозяйственную деятельность, иметь ликвидность, получать дополнительные доходы на содержание себя, своих активов и работников. Интересы Службы – не только исполнить бюджетные показатели, но рассчитывать на то, что здоровый бизнес будет наращивать налогооблагаемую базу и продолжать приносить пользу экономике в целом.

В первом квартале 2022 года по согласованию с Минфином России был создан системный структурный институт мер поддержки – площадка по реструктуризации долга. Для этого федеральный центр урегулирования задолженности был специализирован на обслуживании должников для индивидуального анализа их финансового состояния. Самая частая мера поддержки – предоставление рассрочек и отсрочек. Бизнесу с признаками банкротства предлагаются мировые соглашения в судах. При небольшом кассовом разрыве у налогоплательщиков есть возможность отложить меры по истребованию налоговой задолженности в установленных НК РФ пределах. В целом с 1 апреля 2022 года поддержку получили несколько десятков тысяч налогоплательщиков на более 860 млрд рублей. Это позволило сохранить 273 тыс. рабочих мест, и оставить в здоровой экономике почти на 3 трлн рублей активов предприятий. «А самое главное, мы увидели, что у этих организаций растет выручка. Более того, их сальдированный финансовый результат не ухудшается, а увеличивается — прибыль подросла на 1,6 млрд рублей. Компании оплатили не только 96% такой задолженности, но и 280 млрд новых налогов в бюджет», — сообщил Константин Чекмышев.

Он также рассказал о сотрудничестве с бизнесом в создании новой нормативной модели реструктуризации долга. Так, двухтактовая модель позволяет получить рассрочку на основании заявления. При этом специалисты сравнивают долг с финансовым потоком компании, ее прибылью и краткосрочным кассовым разрывом.

Существует и более глубокий механизм, который работает с прогнозной моделью. При этом анализируются не только прошлые и нынешние финансовые показатели, но прогнозируется и развитие бизнеса в ближайшие годы — насколько рассрочка может быть полезной и вообще возможной к исполнению. Это совершенствование основания «угроза банкротства» позволило в восемь раз увеличить число предоставляемых по нему рассрочек.

Подробнее смотрите в программе «Налоги».