Дата публикации: 14.06.2023 17:30
«Только 0,01% компаний в малом бизнесе попадают под налоговые проверки. Это статистика. Что произошло? Мы перешли в аналитический контроль, так называемый предпроверочный анализ. И он стал заместителем контрольного блока», — заявил руководитель ФНС России Даниил Егоров на Петербургском международном экономическом форуме в рамках сессии «Налоговое законодательство: мифы и реальность».
Он добавил, что и этот подход совершенствуется. Благодаря обратной связи от бизнеса и пересмотру подходов в работе, количество истребуемых документов по сравнению с 2021 годом уже сократилось на 50%.
В целом, создание условий, комфортных для той или иной конкретной категории бизнеса, стало тенденцией в работе налоговых органов в последние годы. Так, каждый второй из работающих сейчас 7,6 млн самозанятых раньше не имел официальных доходов. Налоговый режим автоУСН уже готовы применять в регионах помимо четырех пилотных. По оценкам ФНС, под критерии этого режима попадают около миллиона ИП. 445 компаний, которые обеспечивают 41% поступлений в федеральный бюджет, дали доступ налоговым органам к своей отчетности и перешли на налоговый мониторинг. Таким образом разрушается миф о том, что налоговая давит на бизнес, отметил Даниил Егоров.
Продолжая тему мифов, глава ФНС России отметил, что на сегодняшний день более 90% ЮЛ и ИП взаимодействуют с ФНС России в электронном виде вопреки расхожему мнению, что с налоговой можно общаться только на бумаге. При этом 45% счетов-фактур между представителями бизнеса также проходят в электронном виде. В перспективе – переход на полный электронный документооборот как между бизнесом и государством, так и между предпринимателями.
«Технологии при правильном направлении могут давать прозрачность. И эта прозрачность невероятно ценна, если мы правильно построим процессы. Практически все страны запускали электронный документооборот через налоговую как обмен счетами-фактурами. То, что мы у себя пытаемся реализовать, то, что отличается от парадигмы большинства стран, это то, что мы пытаемся представить полный комплекс электронного документооборота», — заявил Даниил Егоров.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов, в свою очередь, подвел итоги пилотного эксперимента по освобождению организаций общепита от уплаты НДС, если они соответствуют ряду условий. Например, прибыль за предыдущий год не превышает 2 млрд рублей, компания входит в реестр МСП, а зарплата сотрудникам – не ниже регионального показателя по отрасли. Задача этого проекта – помочь бизнесу плавно развиваться, а не вынуждать его дробиться и соответствовать критериям УСН. Эффективность этого эксперимента уже оценивается в 2,5 млрд рублей за счет обеления отрасли, отметил Алексей Сазанов: «Мы фиксируем по ОКВЭДу общепита прирост среднеквартальной выручки в сравнении с теми организациями, которые не участвуют в пилоте. Также мы видим рост заработной платы на 30%, в то время как в среднем по ОКВЭДу это 20%. Более того, мы видим прирост численности работников в тех организациях, которые участвуют в этом пилотном проекте».
Представитель Минфина добавил, что Минфин готов рассматривать тиражирование подобных переходных режимов на другие отрасли.